Предпосылки формирования Регионального сервисного центра

Мурманская область относится к старопромышленным регионам, и основу ее экономики составляет горнопромышленный и металлургический комплексы, на долю которых в структуре валового регионального продукта приходится более 25%. Минерально-сырьевая база региона отличается исключительным богатством и разнообразием полезных ископаемых, имеющих общероссийское и мировое значение. Здесь сосредоточены уникальные запасы фосфатного, медно-никелевого, железорудного, редкометалльного и алюминиевого сырья. Существенны запасы вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, граната, амазонита, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней.

Индекс производства в добыче полезных ископаемых (в % нарастающим итогом к 2011 г.)

2011 год 100%
2012 год 101,6%
2013 год 103,5%
2014 год 103,1%
2015 год 106,9%
2016 год 114,6%
2017 год 124,4%
2035 год 144,3%

Регион производит 100% апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, является крупнейшим производителем никеля, обеспечивает 10% общероссийского производства железорудного концентрата и 7% рафинированной меди. Предприятия горнопромышленного комплекса являются градообразующими для г. Кировска, г. Заполярного, г. Мончегорска, г. Ковдора, г. Оленегорска, г.п. Никель и г.п. Ревда.

Инвестиции в основной капитал по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» (в млрд. руб., нарастающим итогом к 2011 году)

2011 год 21,2млрд. руб.
2012 год 55,6млрд. руб.
2013 год 81млрд. руб.
2014 год 100,5млрд. руб.
2015 год 121,5млрд. руб.
2016 год 142,3млрд. руб.
2017 год 165,1млрд. руб.
2035 год 800,3млрд. руб.

В Мурманской области созданы мощные горно-обогатительные и металлургические комплексы. Разработку месторождений на Кольском полуострове ведут крупнейшие предприятия добывающей промышленности – КФ АО «Апатит» (ПАО «ФосАгро»), АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» (ПАО «Акрон»), АО «Кольская ГМК» (ПАО «ГМК «Норильский Никель»), АО «ОЛКОН» (ПАО «Северсталь») и АО «Ковдорский ГОК» (ПАО «Еврохим»).

Существенными проблемами, сдерживающими развитие добывающей отрасли, являются истощение минерально-сырьевой базы горнопромышленного комплекса по традиционным для области видам сырья (медно-никелевые, апатитовые и железные руды) и снижение темпов ее воспроизводства. Высокорентабельная приповерхностная часть большинства крупных и уникальных месторождений практически выработана в ходе многолетней интенсивной эксплуатации. В связи с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых усугубляется тенденция к ухудшению качества добываемых руд и усложняются условия их разработки, что определяет необходимость инвестиций в расширение парка горнопромышленной техники и оборудования и влечет рост затрат на их ремонт и обслуживание.

В настоящее время парк горнопромышленной техники предприятий в большей части составляет однотипная иностранная техника. Парк горной техники предприятий региона насчитывает порядка 600 условных единиц, в который входят следующие производители техники (Таблица 1):

Парк горной техники

п/п

Производитель Количество техники
1. ОАО «Белаз» 78 единиц
2. CATERPILLAR 76 единиц
3. КОМАТSU 65 единиц
4. Normet 49 единиц
5. Sandvik 45 единиц
6. Atlas Copco 78 единиц
7. Cummins 75 единиц
8. Deutz 45 единиц
9. DANA 35 единиц
10. Kessler 55 единиц
11. Bosch 29 единиц
12. Rexroth 20 единиц

 

Ремонт ее крупногабаритных узлов осуществляется за пределами региона, что только увеличивает финансовые затраты предприятий за счет необходимости нести расходы на транспортировку и сопровождение к месту ремонта и обратно. В результате проведенного анализа (Таблица 2) установлено, что ежегодно на ремонт крупногабаритных оборотных узлов 4 ведущих предприятия региона (КФ АО «Апатит», АО «Олкон», АО «Ковдорский ГОК», АО «СЗФК») тратят порядка 500 млн. рублей, включая около 25 млн. рублей на их транспортировку. При этом в данные затраты не включены убытки предприятий при нахождении оборудования в ремонте (среднее время транспортировки оборудования – 2 недели, средний срок ремонта — 40 суток).

Необходимость поиска рациональных решений по оптимизации расходов предприятий на содержание и ремонт растущего парка техники стимулирует дополнительный спрос на сервисные услуги по сборке и ремонту горной техники, производимые на территории региона. Учитывая долгосрочные перспективы по освоению месторождений горнопромышленными предприятиями, сервисные компании могут рассчитывать на долгосрочный устойчивый спрос на свои услуги и расширение номенклатуры предоставляемых услуг в первую очередь за счет организации ремонта крупногабаритных узлов. В совокупности эти два фактора создают предпосылки для формирования на территории региона Регионального сервисного центра.

Виды работ по ремонту «крупногабаритных узлов» в 2017 году

№ п/п Наименование объекта ремонта Марка производителя Место оказания услуг Стоимость, млн. рублей
1. Дизельные двигатели внутреннего сгорания Cummins

 

г. Москва (ООО «КАМСС»);

г. Санкт-Петербург (ООО «КАМСС Северо-Запад»)

212,60
CATERPILLAR

 

г. Петрозаводск (ООО «Цеппелин Русланд»; ООО «ТехТрансСервис»); г. Москва (ООО «Цеппелин Русланд») 85,99
Deutz г. Санкт-Петербург (ООО «Лонмади Санкт-Петербург») 5,12
KOMATSU Ленинградская область (ООО «Сумитек Интернейшнл») 8,00
2. Электроагрегаты Электросила г. Санкт-Петербург (ООО «ТехТрансСервис») 40,00
3. Редуктора мотор-колеса БелАЗ г. Костомукша (ООО «ТехТрансСервис») 10,00
4. Бортовые редуктора, трансмиссия CATERPILLAR

 

г. Петрозаводск (ООО «Цеппелин Русланд») 40,00
5. Гидронасосы/

гидроцилиндры

CATERPILLAR г. Москва (ООО «ПКФ ГТТ»);

Финляндия

23,63
6. Коробка передач KOMATSU Ленинградская область (ООО «Сумитек Интернейшнл»);

г. Москва (ООО «ИСТК»)

12,00
БелАЗ г. Костомукша (ООО «ТехТрансСервис») 6,00
CATERPILLAR г. Петрозаводск (ООО «Цеппелин Русланд») 4,90

Обоснование выбора площадки размещения Регионального сервисного центра

Выступая флагманом горнорудной промышленности Мурманской области (на территории муниципального образования действуют сразу два горно-обогатительных предприятия: КФ АО «Апатит» и АО «СЗФК») город Кировск имеет развитую инфраструктуру, промышленно-производственные инвестиционные площадки, научно-образовательную базу для подготовки высококвалифицированных технических специалистов.

Город Кировск расположен в центральной части Кольского полуострова, в предгорьях горного массива Хибины. Численность населения на 01.01.2018 — 28 737 человек. Транспортная инфраструктура представлена железнодорожной и автомобильной ветками, соединившими Кировск с магистралями Мурманск – Санкт-Петербург – Москва. В 47 километрах от города проходит шоссейная дорога Мурманск – Санкт-Петербург. Кировск от Москвы отдаляет 1930 км, от Санкт-Петербурга – 1250 км. Город имеет воздушное сообщение с центром страны, аэропорт расположен в 34 км от города. Через КПП «Салла» (300 км от города), «Лотта», и «Борисоглебский» пролегают кратчайшие автомобильные пути в Финляндию, Швецию, Норвегию.

В 2017 году на территории муниципального образования г. Кировск создана территория опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР «Кировск»), предполагающая применение особого правового режима инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспеченного максимально возможным объемом налоговых и неналоговых льгот в рамках федерального и регионального законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2017 № 264 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Кировск»; постановление Правительства Мурманской области от 18.04.2017 № 208-ПП (ред. от 29.06.2018) «О некоторых вопросах создания территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах Мурманской области»).

Наиболее оптимальными территориями для локализации ремонтно-сервисных производств в рамках формирования Регионального сервисного центра на территории города Кировска Мурманской области являются:

  • Земельный участок с кадастровым номером 51:16:0030101:32 (площадь 20 га). Площадь готовых помещений под размещение резидентов ТОСЭР «Кировск» отсутствует. Имеются мощности по электроэнергии и водоснабжению. Участок находится в аренде у КФ АО «Апатит».
  • Земельные участки в районе н.п. Титан и АНОФ-3 (земельные участки с кадастровыми номерами: 51:17:0040129:1 и 51:17:0040129:2).
  • Район бывшего аэропорта (земельные участки с кадастровыми номерами: 51:17:0040110:14, 51:17:0040110:12 и 51:17:0040110:48).

В целях улучшения инвестиционного климата муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией в 2018 году было создано МКУ «Центр развития туризма и бизнеса города Кировска», основным направлением деятельности которого является развитие ТОСЭР «Кировск».

Специалистами МКУ «Центр развития туризма и бизнеса города Кировска» проводятся мероприятия по привлечению новых резидентов на ТОСЭР «Кировск», ведется сопровождение инвестиционных проектов резидентов ТОСЭР «Кировск», в том числе подбор земельных участков, производственных помещений и площадок.

В рамках ТОСЭР до конца 2026 года планируется привлечь не менее 21 резидента, которые создадут свыше 500 новых рабочих мест и обеспечат прирост инвестиций в экономику муниципального образования на сумму порядка 300 млн. рублей.

Целевые показатели создания ТОСЭР «Кировск»

Показатель

2018 2019 2020 2021 2026
Количество резидентов

5

11 13 14

26

Созданные

рабочие места

191

311 353 373

513

Объем инвестиций, млн. рублей

193,6 223,6 241,6 256,6

296,6

 

В настоящее время проекты пяти резидентов ТОСЭР «Кировск» должны привлечь в экономику моногорода Кировска свыше 70 млн. руб. и создать свыше 120 новых рабочих мест, что должно обеспечить снижение напряженности на локальном рынке труда и уменьшить уровень регистрируемой безработицы.

Все это в совокупности с конкурентными преимуществами города Кировска создает существенные и обоснованные предпосылки для создания Регионального сервисного центра.

Потенциальные участники Регионального сервисного центра

В ходе предварительных переговоров инициатива по созданию Регионального сервисного центра была поддержана крупными промышленными компаниями Мурманской области, использующими однотипную горную технику, преимущественно иностранного производства:

  1. КФ АО «Апатит»;
  2. АО «Олкон»;
  3. АО «Ковдорский ГОК»;
  4. АО «СЗФК».

Со стороны ремонтно-сервисных компаний заинтересованность в реализации проекта по созданию Регионального сервисного центра выразили:

  • ООО «АВТОТЕХИНМАШ»;
  • ООО «УМПТЕК»;
  • ООО «Метромаш»;
  • ООО «Ролт Норд Сервис»;
  • ООО «ПРОМТЕХ»;
  • ООО «КарьерСпецСнаб»;
  • ООО «Нормет»;
  • ООО «Реман»;
  • ООО «ТИДЖИ СЕРВИС»;
  • ООО «Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ»;
  • ООО «Цеппелин Русланд»;
  • ООО «ГОРМАШСЕРВИС»;
  • ООО «Арктик-Шина»;
  • OOO «Веир Минералз РФЗ»;
  • ООО «Эпирок Рус».

В настоящее время статус резидентов ТОСЭР «Кировск» получили:

  • ООО «Реман» (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств);
  • ООО «Ролт Норд Сервис» и ООО «УМПТЕК» (ремонт машин и оборудования).

Потенциальная заинтересованность в получении статуса резидента выразили: ООО «АВТОТЕХИНМАШ», ООО «Метромаш», ООО «ПРОМТЕХ», ООО «КарьерСпецСнаб».

Виды работ и услуг потенциальных участников Регионального сервисного центра

  • капитальный ремонт узлов и агрегатов

  • ремонт двигателей

  • ремонт и восстановление узлов и компонентов (мостов, коробок и двигателей для самоходной техники, гидравлических наосов)

  • ремонт гидроцилиндров

  • восстановление цилиндров и проушин для карьерной и подземной техники

  • изготовление гидрорукавов (рукавов высокого давления)

  • эксплуатация и ремонт энергетического оборудования и сетей

  • производство, капитальный ремонт, сервисное обслуживание электровозов всех типов горно-шахтного оборудования

  • производство, капитальный ремонт, сервисное обслуживание вагонеток всех типов горно-шахтного оборудования

  • производство и монтаж нестандартного оборудования из металлоконструкций горно-шахтного оборудования

  • системное и комплексное проектирование автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления горнодобывающих и обогатительных предприятий

  • разработка программного обеспечения

  • производство специализированного оборудования

  • комплексная поставка датчиков, систем измерения и контроллеров известных зарубежных производителей

  • восстановление стабилизаторов бурового става для станков, включая поставку новых труб и стабилизаторов

  • поставка запасных частей для подземных и надземных самоходных буровых установок и погрузочно-доставочных машин

  • поставка материалов и оборудования для стыковки конвейерной ленты по технологии NILOS GMBH

  • оказание услуг по стыковке и обслуживанию конвейерного оборудования, обучение персонала

  • услуги по калибровке сборочного инструмента

  • поставка пневматического сборочного инструмента, динамометрических ключей, передвижных калибровочных стендов

  • поставка грузоподъемного оборудования для шахт

Меры поддержки потенциальных участников Регионального сервисного центра

В соответствии с федеральным законодательством резидентам ТОСЭР в моногородах предоставляются налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов в негосударственные внебюджетные фонды.

Мера поддержки

Стандартная ставка

Ставка для резидентов ТОСЭР

Налог на прибыль организаций

20%

5% в течение первых 5 лет и 12% в течение следующих 5 лет с момента получения первой прибыли
Налог на имущество организаций

2,2%

0% в течение первых 5 лет и 1,1% в течение следующих 5 лет с момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию
Земельный налог

зависит от типа земельного участка

Освобождение от уплаты налога
Платежи во внебюджетные фонды

30% (26% с 2019 года)

7,6% для организаций, получивших статус резидентов ТОСЭР в первые 3 года её существования

 

Налоговые льготы резидентам ТОСЭР действуют до 2027 года.

Дополнительно инициаторам проектов с объемом инвестиций, превышающим 100 млн. рублей, в соответствии с Законом Мурманской области от 24.12.2015
№ 1949-01-ЗМО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Мурманской области» может быть предоставлено право на заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов.

Организациям, не получившим статус резидента ТОСЭР и реализующим инвестиционные проекты с объемом инвестиций от 100 млн. рублей, могут быть предоставлены следующие налоговые льготы:

1) Преференции по уплате налога на прибыль организаций.

В отношении проектов, направленных на создание новых производств, ставка по налогу на прибыль организаций (в части сумм налога, уплачиваемого в региональный бюджет) устанавливается на уровне 12,5 %, в отношении проектов, предполагающих модернизацию производства – 16%.

2) Льготы по налогу на имущество организаций.

Имущество, создаваемое или приобретаемое в ходе реализации инвестиционного проекта, направленного на создание нового предприятия, полностью освобождается от уплаты налога, тогда как для имущества, создаваемого, приобретаемого или модернизируемого в ходе реализации инвестиционного проекта, направленного на модернизацию действующего предприятия, предусмотрена льготная ставка 1,1%.

Налоговые льготы в отношении приоритетного инвестиционного проекта Мурманской области предоставляются в течение 3 лет, в отношении стратегического инвестиционного проекта Мурманской области (проекта с объемом инвестиций от 10 млрд. рублей) в течение 5 лет.

Также участники Регионального сервисного центра могут воспользоваться программами льготного кредитования Фонда развития промышленности. Фонд развития промышленности предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Сумма предоставляемых займов варьируется от 50 до 750 млн. рублей в зависимости от программы кредитования и устанавливается индивидуально для каждого проекта. Максимальная ставка займов Фонда развития промышленности составляет 5%.

Для создания необходимой участникам Регионального сервисного центра инфраструктуры можно использовать средства Фонда развития моногородов, предоставляющего субъектам Российской Федерации софинансирование в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на территории монопрофильных муниципальных образований. Между Фондом развития моногородов и Правительством Мурманской области подписано соответствующее генеральное соглашение.

Ожидаемый эффект от создания Регионального сервисного центра

В первую очередь предполагается, что эффект от создания Регионального сервисного центра будет выражен в создании новых рабочих мест, дополнительном притоке частных инвестиций в развитие и диверсификацию экономики моногорода Кировск, увеличение налоговых поступлений бюджетов всех уровней.

За счет сокращения транспортных расходов, а также снижения стоимости сервисных услуг за счет льготных условий налогообложения и аренды участников Регионального сервисного центра (режим ТОСЭР), ожидается, что предприятия горнопромышленного комплекса получат существенную экономию средств, которые могут быть направлены как на развитие самого предприятия, так и на реализацию социальных программ и проектов на территориях присутствия.

Возможность заключения долгосрочных контрактов с предприятиями горнопромышленного комплекса региона и льготные условия кредитования и налогообложения создает сервисным компаниям благоприятные предпосылки к  локализации своих производственных мощностей в непосредственной близости от заказчика, позволит увеличить объемы оказываемых услуг, повысить оперативность и качество предоставляемых услуг, а в долгосрочной перспективе – иметь возможность расширения номенклатуры предоставляемых услуг и их экспорта на зарубежные рынки Финляндии, Норвегии или Швеции.

Первоочередные меры по реализации Концепции

  1. Наделение МКУ «Центр развития туризма и бизнеса города Кировска» полномочиями по созданию и развитию Регионального сервисного центра (сопровождение участников, подбор мер поддержки и площадок для локализации производств, взаимодействие с предприятиями ГПК).
  2. Обнародование меморандума о создании Регионального сервисного центра. Подписание меморандума с первыми участниками.
  3. Подготовка и размещение реестра участников Регионального сервисного центра на Инвестиционном портале Мурманской области (http://invest.gov-murman.ru) и портале ТОСЭР «Кировск» (http://invest.welcomekirovsk.ru).
  4. Заключение долгосрочных договоров на оказание сервисных услуг участников Регионального сервисного центра с горнопромышленными предприятиями региона.
  5. Содействие развитию портфеля сервисных услуг, предоставляемых участниками Регионального сервисного центра (подготовка презентационных материалов и участие в выставочных мероприятиях, проводимых под эгидой Минпромторга России, соответствующих тематике Регионального сервисного центра).

Перспективы развития Регионального сервисного центра

На первом этапе основным видом работ, выполняемых участниками Регионального сервисного центра, будет ремонт крупногабаритных узлов и агрегатов техники и оборудования, задействованных в процессе добычи руды.

В среднесрочной перспективе в перечень работ и услуг Регионального сервисного центра могут быть также включены:

  • создание оборотного фонда комплектующих;
  • работы по восстановлению крупногабаритных шин;
  • ремонт ковшей;
  • ремонт колесных пар;
  • диагностика и лабораторный контроль оборудования.

В долгосрочной перспективе, учитывая приграничное положение региона и соседство с такими странами как Финляндия и Швеция, где достаточно сильно развита отрасль добычи полезных ископаемых, одним из перспективных направлений развития Регионального сервисного центра мог бы стать экспорт услуг его участников ведущим предприятиям горнопромышленного комплекса приграничных стран. А учитывая наличие у региона морских транспортных коридоров, соединяющих Мурманскую область со многими регионами Арктической зоны Российской Федерации, одним из перспективных направлений может стать межрегиональная кооперация.